Для нас любовь-и Библия, и пища
Но можем дать и по лицу
Секирой
Словом, это пост про Исландию, саги и христианство.
Все, наверное, уже в курсе что в Питере я оторвала сборник исландских саг, в котором в том числе есть и знаменитая «Сага о Ньяле», которая, кстати, является самой большой из саг об исландцах. Основные исторические события «Саги о Ньяле» - это гибель Гуннара, принятие христианства, учреждение пятого суда, сожжение Ньяля, сражение на альтинге и битва при Клонтарве. Как все уже поняли, я хочу накатать пост про исландцев и христианство в данной саге, тем самым доказав, что средневековая литература - это совсем не скучно, это просто ОГОНЬ ____
Описание принятия христианства в Исландии содержится в главах C - CV, и, вероятно, при их написании был использован какой-то письменный источник, поскольку стиль этих глав резко отличается от стиля самой саги. И описание это слегка своеобразно с точки зрения современного читателя. Смотрите сами: норвежский конунг Олав, сын Трюггви, посылает некого Тангбранда в Исландию дабы он проповедовал там новую веру. Тангбранда сопровождал бесстрашный и решительный исландец Гудлейв, который на своем веку перерезал немало народу. Итак, Тангбранд пристал к берегам Исландии на своем корабле и стал проповедовать. Смотрите каким оригинальным способом:
оценить и проникнуться другими подвигами древнеисладнских христианСледующей весной Тангбранд отправился проповедовать христианство, и Халль поехал вместе с ним. Они добрались через равнину Лонсхейд до гор Ставафелль. Там в то время стоял двор Торкеля. Он больше всех поносил новую веру и вызвал Тангбранда на поединок. Тангбранд вместо щита взял в бой распятие, и бой кончился тем, что Тангбранд победил, убив Торкеля. (глава CI)
На Бардастранде, в Хаги, стоял двор Геста, сына Оддлейва. Он был очень мудрым человеком и мог предсказывать судьбу. Он задал пир Тангбранду и его людям. Их приехало в Хаги шесть десятков человек. А там, говорили, собралось две сотни язычников и еще ждали берсерка по имени Отрюгг. Все были очень испуганы. О нем рассказывали, что он не боится ни огня, ни меча. И язычники были в большом испуге.
Тут Тангбранд спросил, не хочет ли кто-нибудь принять новую веру, но все язычники отказались.
– Я хочу предложить вам испытать, – говорит Тангбранд, – какая вера лучше. Давайте разложим три костра: вы, язычники, освятите один, я – другой, а третий оставим неосвященным. Если берсерк испугается того костра, который я освятил, но пройдет через ваш, то вы примете новую веру.
– Предложение хорошее, – говорит Гест, – я и мои домочадцы согласны.
Когда Гест сказал это, еще многие согласились. Тут сказали, что на двор пришел берсерк. Развели огонь, и костры запылали. Люди схватили свое оружие, быстро расселись по скамьям и стали ждать. Берсерк вбежал с оружием в дом. Он проходит через огонь, который освятили язычники, и подходит к огню, который освятил Тангбранд, но не решается пройти через него и говорит, что весь горит. Он замахивается мечом на тех, кто сидит на скамье, но при взмахе им попадает в поперечную балку. Тангбранд ударяет распятием по его руке, и происходит великое чудо: меч падает у берсерка из руки. Тогда Тангбранд ударяет его мечом в грудь, а Гудлейв отрубает ему руку. Тут набежал народ и убил берсерка.
После этого Тангбранд спросил, не хотят ли они принять новую веру. Гест сказал, что он никогда не обещает того, чего бы он не собирался выполнить. Тогда Тангбранд крестил Геста, и всех его домочадцев, и еще много народу. (глава CIII)
С пониманием заповеди «не убий» у исландцев вообще были особые отношения даже после принятия христианства как официальной религии. Как и с пониманием промысла божия.
А вот что приключилось тремя годами позднее на тинге в Тингскаларе. Амунди Слепой, сын Хаскульда, внук Ньяля, был на тинге. Он велел, чтобы его провели между палаток. Он подошел к палатке, в которой был Лютинг из Самсстадира. Он велел, чтобы его ввели в палатку, туда, где сидел Лютинг. Он сказал:
– Здесь Лютинг из Самсстадира?
– А что тебе нужно? – спрашивает Лютинг.
– Я хочу знать, – говорит Амунди, – какую виру ты собираешься мне заплатить за моего отца. Я рожден вне брака, и я не получил никакой виры.
– Я заплатил за убийство твоего отца полную виру твоему деду и твоим дядьям, а мне за моих братьев виру не заплатили. Если я и поступил плохо, то со мной тоже обошлись круто.
– Я не спрашиваю тебя, – говорит Амунди, – заплатил ли ты за них виру или нет, я знаю, что вы помирились. Я спрашиваю тебя, какую виру ты заплатишь мне.
– Никакой, – отвечает Лютинг.
– Я не понимаю, – говорит Амунди, – как бог допускает это. Ведь ты поразил меня в самое сердце. Я могу сказать тебе, что если бы у меня оба глаза были зрячие, то я либо заставил бы тебя заплатить виру за моего отца, либо отомстил за него. Теперь же пусть судит нас бог!
После этого он вышел. Но когда он проходил через дверь палатки, он обернулся назад. Тут он прозрел. Он сказал:
– Хвала господу! Теперь я вижу, чего он хочет.
Затем он вбежал в палатку, подбежал к Лютингу и ударил его секирой по голове, так, что секира вошла по самый обух, и потом рванул секиру на себя. Лютинг упал ничком и тут же умер.
Амунди пошел к дверям палатки, и как только он дошел до того самого места, где он прозрел, глаза его сомкнулись снова, и с тех пор он оставался слепым всю свою жизнь. После этого он велел отвести себя к Ньялю и его сыновьям. Он рассказал им об убийстве Лютинга.
– Нельзя тебя винить, – говорит Ньяль, – потому что это было неминуемо. И это будет наукой для тех, кто отказывает в возмещении имеющим на него полное право. (глава CVI)
Вы все еще сомневаетесь? Тогда откройте главу CXXVIII, которая повествует о сожжении Ньяля и его сыновей. Чтобы вы немножечко представляли себе ситуацию: идет бой. Ньяль и его домочадцы в доме, Флоси и его люди пытаются этот дом взять, дабы отомстить за убийство Хёскульда. Итак:
Кари, Грим и Хельги бросали копья из дома и ранили многих, а Флоси и его люди ничего не могли поделать. Тогда Флоси сказал:
– Мы потерпели большой урон. Многие из наших ранены, и убит тот, кого мы меньше всего хотели бы потерять. Ясно, что оружием нам с ними не справиться, тем более что не все сражаются так храбро, как обещали. Нам надо что-то предпринять. Есть две возможности, и обе они плохие: одна – это отступить, но тогда мы погибли, вторая – это сжечь их в доме, но тогда мы берем большой грех на душу, ведь мы христиане. Придется нам все же поджечь дом, и поскорее.
МЫ ВЕДЬ ХРИСТИАНЕ. Конечно, порубать всех в мелкую капусту в честном бою - это норма, чо уж там, а вот сжечь в доме - ГРЕШНОВАТО.